Сегодня предлагаем к рассмотрению тему: "как указать цену в контракте где неизвестен объем работ". Мы постарались описать статью простым и понятным языком. Также статью комментирует квалифицированный юрист. Любые вопросы, вы можете задать после полного прочтения статьи, заполнив специальное поле после статьи.

Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ

Как закупить услуги, объем которых заранее неизвестен: рабочая ситуация

Закона N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать помимо необходимой заказчику информации в соответствии с извещением о проведении запроса котировок цену товара, работы или услуги. При этом нормами Закона N 44-ФЗ не разъяснено, каким образом должна быть указана цена товара: общая цена за поставляемый товар либо с разбивкой по каждому наименованию товара и указанием цены товара за единицу.

По смыслу положений ч. 6 и ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ в заявке на участие в запросе котировок должна быть указана цена товара, сопоставимая с начальной (максимальной) ценой контракта.Как отмечено выше, необходимость указания в документации о закупке, заявках участников закупки и самом контракте цены единицы товара, работы или услуги предусмотрена Законом N 44-ФЗ лишь для исключительных случаев.

Закон отдельно говорит о случаях, когда при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ нельзя просчитать заранее.

Если цитировать дословно, то, когда объем работ по техническому обслуживанию или ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, заказчик в извещении указывает цену запасных частей или каждой запасной части, цену единицы работы или услуги.

Перечень указанных работ и услуг является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если в приведенных выше случаях заказчик все-таки может определить объем работ или услуг, то применять отмеченные положения п. 2 ст. 42 Закона о КС он не вправе. Между тем в данной норме содержится и право заказчика оплатить контракт исходя из фактически выполненного объема данных работ, в случае если выполняются работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (даже если заказчик может определить объем подлежащих выполнению работ).

Re: Запчасти Хорошо, вот у меня 2 коммерческих только сейчас получила одно на 50 млн другое на 45 млн, я беру среднюю 47 это у меня н.м. цена зчастей, нмц контракта 500 000, дальше я выставляю на торги, прикрепляю весь перечень запчастей в приложении к тех. заданию, на сайте пишу начальную цену ед. невозможно определить, кол-во невозможно определить ставлю туда 47 млн.

Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ. Учитывая изложенное, Закон N 44-ФЗ не запрещает заказчику оценивать заявки по критерию цена контракта за единицу товара, работы, услуги.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В.

При первом прочтении положений п. 2 ст. 42 Закона о КС можно сделать неправильный вывод о том, что обязанность заказчика указывать в извещении и документации условия об оплате выполнения работы или оказания услуги (по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем НМЦК) относится только к случаю выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Но это не так, поскольку ранее (в редакции № 13 от 13.07.2015) Закон о КС не содержал указанного выше случая.

Таким образом, буквально толкуя указанные выше нормы, можно прийти к заключению, что в случаях, не предусмотренных п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик должен определить четкий объем товаров, работ или услуг. И он не вправе указывать условие об оплате поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги исходя из их фактического объема.

Между тем, если заказчик не имеет возможности определить объем работ или услуг, указанных в п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, возникает вопрос, как определить победителя закупки. Ведь заказчик сам устанавливает цену за единицу работы или услуги, а также НМЦК. Рассмотрим этот вопрос в применении к разным процедурам.

Читайте так же:  Как уволиться из армии по уходу за родственником

Таким образом, в случае, если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, заказчик должен определить цену контракта за единицу товара, работы, услуги. Указанная цена может включать в себя цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги.

При проведении открытого конкурса с неопределенным объемом закупки у заказчиков могут возникнуть определенные трудности, ведь победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53 Закону о КС).

Однако п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе устанавливает, что заявка участника открытого конкурса должна содержать (помимо прочей информации) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Таким образом, участник открытого конкурса в своей заявке предлагает заказчику условия выполнения работы или оказания услуги (предложение об объекте закупки), в т. ч. и цену контракта. Но никак не цену за единицу работы или услуги!

Продолжение статьи читайте в журнале «Госзакупки.ру» и вы узнаете о том, как определить победителя с неизвестным заранее объемом закупки при проведении электронного аукциона и при запросе котировок.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 февраля 2016 г. N Д28и-444 “О применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ”

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно статье 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе начальная ( максимальная) цена контракта.

В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ, в том числе по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее – Правила).

В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, Закон N 44-ФЗ не запрещает заказчику оценивать заявки по критерию цена контракта за единицу товара, работы, услуги.

Таким образом, в случае, если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, заказчик должен определить цену контракта за единицу товара, работы, услуги.

Указанная цена может включать в себя цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

В извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе начальная (максимальная) цена контракта.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц на 2019-2020 год

Если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ, в том числе по техобслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, невозможно определить, в извещении и документации о закупке заказчик указывает цену запчастей или каждой запчасти к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Закон о контрактной системе не запрещает заказчику оценивать заявки по критерию цена контракта за единицу товара, работы, услуги.

Если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно и оплата осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из фактически выполненного объема, по цене каждой запчасти к технике, оборудованию исходя из количества запчастей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, заказчик должен определить цену контракта за единицу товара, работы, услуги.

Указанная цена может включать в себя цену запчастей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как закупить услуги, объем которых заранее неизвестен: рабочая ситуация

Существуют категории товаров, работ и услуг, закупка которых ставит специалистов контрактных служб в тупик в связи с неопределенным объемом. Рассмотрим примеры таких закупок на практике.

Предположим, что вам нужно закупить запчасти для техники . Чтобы понять, как правильно сделать это, выделим главные условия задачи. От них мы будем отталкиваться, разбирая практический пример.

Все условия, которые органичивают ваши действия при закупке услуг неопределенного объема, прописаны в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. А именно:

  • НМЦК остается неизменной. Она указана в извещении, и контракт надо заключить именно по этой цене;
  • предмет контракта — оказание услуг или выполнение работ, товар же используется при оказании этих услуг;
  • сумма контракта не должна превышать выделенные лимиты бюджетных средств , которые вы указали в плане-графике и извещении о закупке;
  • вы формируете цену за единицу товара, услуги (работы) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, запланированных к закупке. Цену нужно получить минимум от трех участников закупки;
  • в результате закупочной процедуры снизится не цена контракта, а общая цена запасных частей к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

ВАЖНО!

Поскольку заранее определить конкретные детали автомашин, которые сломаются, невозможно, составьте перечень всех запчастей, вплоть до самых мелких болтов и шайб. К этой информации добавьте перечень расходных материалов, которые будут использоваться при ремонте. А также запрос о стоимости нормо-часа ремонта определенной марки автомобиля. Все эти данные надо направить поставщикам (п. 3.7.1 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

На основании не менее чем трех ценовых предложений заказчик формирует и рассчитывает общую начальную (среднюю) цену запасных частей.

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее:

  • наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию;
  • наиболее низкую цену единицы работы или услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники, оборудования;
  • наиболее низкую цену единицы услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.pro-goszakaz.ru%2Fimages%2Fimg%2Foxana

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Чек-лист поможет определить готовность к проведению электронных закупок »

Таким образом, для проведения аукциона на техническое обслуживание и (или) ремонт техники и оборудования заказчик должен установить три начальных величины:

  • НМЦК;
  • общую начальную (максимальную) цену запасных частей и расходных материалов;
  • начальную (максимальную) цену единицы работы (услуги).

Аукцион будет проводиться на снижение единичных расценок на работы и услуги и единичных цен запасных частей.

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.pro-goszakaz.ru%2Fimages%2Fmail%2Fmark

Читайте также:

Обратите внимание, что контракт заключается по начальной (максимальной) цене, а исполняется по сниженным единичным расценкам. Эти суммы надо указать в извещении.

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.pro-goszakaz.ru%2Fimages%2FExcel

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Обязательно проинформируйте участников аукциона о том, что оплата будет проведена по цене единицы услуги исходя из фактически оказанного объема. А также по цене каждой запасной части исходя из поставленного количества. При этом размер оплаты не превысит НМЦК, указанную в извещении и документации.

Сформулировать пункт извещения можно так:

«В соответствии со ст. 42 Закона № 44-ФЗ оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке».

Читайте так же:  Можем предоставлять договора сотрудников другой компании

Важно указать в документации, что цена единицы товара будет рассчитана после определения победителя с помощью коэффициента снижения цены.

Формула для его расчета следующая:

  • Цэа — общая цена запасных частей и применяемых при ремонте расходных материалов и цена одного человеко-часа работы, предложенной победителем аукциона;
  • Цобщ — сумма общей начальной (максимальной) цены запасных частей, расходных материалов и цены одного человеко-часа работы, указанная в извещении и документации об аукционе.

ВАЖНО!

Цены единиц поставляемого товара, работы, услуги пересчитываются путем умножения полученного коэффициента на начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги, указанную в документации об аукционе. Это надо сделать по каждой позиции технического задания. Аналогично путем умножения на коэффициент снижения рассчитывается цена одного человеко-часа работы по техническому обслуживанию и ремонту. При расчетах производится округление полученных значений до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Пример закупки услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей

Рассмотрим конкретный пример закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Для этого в ЕИС выберем подходящее извещение № 0174200001915000689.

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.pro-goszakaz.ru%2Fimages%2Fmail%2Fmark

А также читайте статьи по теме в наших журналах:

Заказчику выделили из бюджета на ремонт автомобилей 2 654 000 руб., а общая начальная (средняя) цена запасных частей по результатам изучения рынка составила 72 268 538,58 руб. Электронный аукцион состоялся 12 ноября 2015 г. на ЭТП ММВБ. В ходе торгов подано 35 предложений.

Общая цена снизилась на 17% и составила 59 982 924,3 руб.

Коэффициент снижения, с помощью которого были пересчитаны единичные цены, составил:

К = 59 982 924,3 руб. / 72 268 583,58 руб. = 0,83.

При заключении контракта в спецификации цену каждой запчасти, единицы расходного материала, стоимость нормо-часа работы пересчитали с учетом коэффициента.

Цена заключенного контракта составила 2 654 000 руб., не превысив размер НМЦК.

Таким образом, при необходимости ремонта автомобилей заказчик может закупить по сниженной цене любую необходимую запасную часть, указанную в техническом задании.

Для оформления спецификации с несколькими десятками тысяч запчастей лучше использовать таблицу Excel, благодаря которой легко уменьшить цену каждой из тысяч запчастей на соответствующий коэффициент снижения.

По такому же принципу проводятся закупки:

  • услуг сотовой связи (предложения разных операторов по единичным тарифам входящих-исходящих вызовов внутри сети, на телефоны других операторов, другие регионы России, SMS-сообщения и другие услуги);
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту вычислительной и копировально-множительной техники;
  • автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (учитывают тип автомобиля, стоимость 1 км пробега, стоимость 1 часа ожидания, количество автомобилей и другие данные);
  • медицинских услуг (предрейсовый и послерейсовый осмотр сотрудников, закрепленных за служебным автотранспортом; медицинские осмотры сотрудников), а также других услуг, указанных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

ВАЖНО!

Заказчик вправе указывать в извещении цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги, а также НМЦК исключительно при закупке работ и услуг, прямо указанных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 № Д28и-3511).

Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе “Госзаказ”

Заключение контракта, если невозможно определить количество товара

Добрый день! Мы работаем по 44 фз, являемся автотранспортных предприятием и часто закупкам запасные части, ремонт автомобилей производим сами. Предусмотреть что сломается и в какое время невозможно, т.е. спланировать необходимое количество товара невозможно. Подскажите пожалуйста можно ли проводить конкурсные процедуры на закупку запасных частей без указания их количества, т.е прописать размер нмцк, список запасных частей на которые будет проводиться процедура без указания количества и прописать что поставка будет осуществляться по заявкам заказчика, в рамках суммы заключенного контракта? Т.е. чтобы мы могли получать те запасные части которые необходимы? Можно ли заключать контракт по 44 фз без указания количества товара?

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2F7%2Fc%2F8%2F7c82bd4568f85f8b982182b7d17978ad_65_76

При проведении электронного аукциона на закупку услуг, объем которых будет невозможно определить, имеются некоторые особенности.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) установлено, что если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Перечень услуг, объем которых невозможно определить, и заказчик имеет право в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указать цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги:

— выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;

— оказание услуг связи;

— услуги общественного питания;

— услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

— услуги по проведению оценки;

— осуществление регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2Ff%2F1%2F7%2Ff17ac5964d1055551f59a7ef13699d69_65_76

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Читайте так же:  Где могут стоять сотрудники дпс

Проблема в том, что данная норма распространяет свое действие на оказание услуг и выполнение работ, но не на закупку товара. В частности на это указывает Минэкономразвития в письме от 13.07.2015 N Д28и-2092.

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2Fe%2Fc%2F2%2Fec20b9acfa72895bb83a6249f48fc1e5_65_76

Ирина, добрый вечер! Согласно ст. 34 44-ФЗ

количество указывать все же обязательно, другое дело что при необходимости условия можно изменить в соот.со ст. 95

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2Ff%2F1%2F7%2Ff17ac5964d1055551f59a7ef13699d69_65_76

Теоретически, вооружившись письмом Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-101 вы можете также указать в документации на возможность перераспределения цены внутри итоговой сметы (спецификации), то есть уменьшить цену одного товара, но повысить другого. Но у вас все равно не будет возможности изменить количество товара более, чем на 10 %. (часть 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ).

В договоре подряда не указан объем работ. Сделку могут признать незаключенной

Людмила Завьялова, юрисконсульт ГУП ВО «Воронежобллизинг»

Заключая договор подряда, стороны часто лишь в общих чертах устанавливают, какие именно работы должен произвести подрядчик. Несмотря на широкое распространение такого подхода, он может доставить заказчику и подрядчику серьезные проблемы вплоть до признания договора незаключенным.

Сделка

Заключая договор подряда, стороны часто лишь в общих чертах устанавливают, какие именно работы должен произвести подрядчик. Например, стороны указывают в договоре, что подрядчик обязан построить сооружение по такому-то адресу, но не уточняют, какой объем работ придется выполнить для этого. Контрагенты считают, что его можно будет установить на основании актов сдачи-приемки результата работ. Несмотря на широкое распространение такого подхода, он может доставить заказчику и подрядчику серьезные проблемы вплоть до признания договора незаключенным.

Риски

Договор подряда, как и любой другой, признается незаключенным, если в нем не указан предмет. Для строительного подряда закон прямо предусматривает необходимость согласования объема работ в технической документации (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Под объемом работ в судебной практике обычно понимают количественные показатели работ (количество изделий, которые должен изготовить подрядчик, технические характеристики сооружения, которое он должен построить, и т. п.).

В большинстве случаев, если объем работ не указан, суды признают условие о предмете несогласованным, а сам договор – незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ, постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 12.03.09 № А29-3237/2007, Московского округа от 25.09.06 № КГ-А40/8731-06, Западно-Сибирского округа от 12.05.08 № Ф04-2690/2008(4339-А27-38)).

Впрочем, встречаются и постановления, в которых суд признавал договор заключенным, несмотря на отсутствие в нем объема работ (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.06.09 № Ф09-3578/09-С4). Однако эта позиция является скорее исключением, чем правилом.

Казалось бы, стороны могут уточнить объем работ позднее – в акте сдачи-приемки. Однако в судебной практике нет однозначного ответа, можно ли в таком случае считать предмет согласованным, а сам договор заключенным. Некоторые суды полагают, что акты приемки выполненных работ восполняют отсутствие существенных условий в тексте договора, если заказчик до рассмотрения спора в суде не заявлял о его незаключенности (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 20.08.09 № Ф09-6021/09-С4, Центрального округа от 07.03.08 № А14-10138/2006/123-1). Но зачастую суды считают, что акты сдачи-приемки подтверждают факт выполнения работ, а не их согласование в момент подписания договора (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.05 № Ф04-586/2005(8561-А75-11)).

Следовательно, даже при наличии актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, суд может счесть договор незаключенным. А в тех случаях, когда акт был подписан только подрядчиком, суды однозначно указывают, что такой акт не доказывает наличия фактических отношений по подряду (постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 17.06.08 № А31-5663/2007-20, Северо-Кавказского округа от 07.10.09 № А32-10953/2008).

Риски подрядчика. Незаключенность договора грозит подрядчику прежде всего тем, что он сможет не получить оплату за выполненную работу (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.05 № Ф04-586/2005(8561-А75-11)). Более того, он может лишиться полученной от заказчика предоплаты, если приступит к исполнению договора до того, как стороны согласуют объем предстоящих работ.

Так, в одном из дел суд взыскал с подрядчика сумму перечисленной ему предоплаты, поскольку тот начал выполнение работ без проектно-сметной документации и согласования объема работ с заказчиком (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.05 № А21-5684/04-С2).

Шанс добиться оплаты появится у подрядчика в том случае, если он докажет, что, хотя договор подряда не был заключен, между сторонами фактически сложились подрядные отношения. Следовательно, к ним должны применяться положения параграфа 1 главы 37 Гражданского кодекса. При этом недостатки формы сделки не освобождают заказчика от обязанности оплатить результат работ после его приемки (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.09.09 № А79-666/2009).

Правда, в отсутствие договора подрядчику будет сложно доказать, в чем заключались обязанности контрагентов. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрел иск субподрядчика, который требовал взыскать долг за выполненные работы. Нижестоящие суды сочли договор незаключенным, но отметив, что между сторонами фактически сложились подрядные отношения, удовлетворили иск. Кассационная инстанция это решение отменила и направила дело на новое рассмотрение. Хотя стоимость выполненных работ указывалась в акте приемки, подписанном сторонами без возражений, кассационный суд решил, что этого доказательства недостаточно для установления видов работ, их объема и стоимости (постановление от 24.11.09 № А58-2663/09). Так что, даже если суд подтвердит наличие между заказчиком и подрядчиком фактических отношений, взыскание долга с заказчика может оказаться серьезной проблемой.

Читайте так же:  Правила оформления декретного отпуска

Другой вариант защиты прав подрядчика – предъявление к заказчику иска о возврате неосновательного обогащения. Данный способ также не лишен недостатков. Во-первых, он вряд ли позволит в полной мере защитить интересы подрядчика. Ведь по общему правилу имущество, составляющее неосновательное обогащение, должно быть возвращено потерпевшему в натуре (п. 1 ст. 1104 ГК РФ). А подрядчик заинтересован в том, чтобы ему заплатили деньги, а не вернули изготовленную для заказчика вещь.

Во-вторых, если имущество, переданное заказчику, возвратить в натуре невозможно, подрядчик вправе требовать оплаты его действительной стоимости (п. 1 ст. 1105 ГК РФ). И тут возникает новая проблема: придется доказывать размер действительной стоимости переданного результата работ. Но так как договор подряда не был заключен, подтверждать объем и действительную стоимость работ придется иными доказательствами. Суды не всегда соглашаются со стоимостью работ, указанной в актах приемки (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.09 № А58-2663/09). Поэтому не исключено, что подрядчику придется использовать такое дорогостоящее доказательство, как экспертное заключение (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.09 № Ф04-7029/2008(10951-А75-39), Определение ВАС РФ от 24.12.09 № ВАС-14824/09). А гарантии того, что эксперт оценит стоимость произведенных работ именно так, как рассчитывал подрядчик, нет.

Риски заказчика. Основной риск заказчика сводится к тому, что он не сможет заставить подрядчика исполнить договор. Если договор не заключен, то подрядчик, который по какой-то причине потерял интерес к исполнению договора, может в любой момент отказаться от своих обязательств. В таком случае, даже если заказчик, который рассчитывал на своевременное получение результата работ, понесет убытки, он не сможет применить к подрядчику установленные договором пени или неустойку. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отказал в иске заказчику, который требовал взыскать неустойку с подрядчика, просрочившего выполнение работ. Причина – несогласованность объемов предстоящей работы (постановление от 21.05.02 № Ф08-1631/2002).

На невозможность взыскания пеней по незаключенному договору указывают и другие дела (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.09.06 № Ф09-7902/06-С4). Таким образом, заказчик может рассчитывать лишь на возврат «неотработанного» подрядчиком аванса согласно нормам о неосновательном обогащении (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.05.09 № А78-5410/08-Ф02-2054/09).

ВОПРОС В ТЕМУ

Бывают ли случаи, когда предмет строительного подряда считается согласованным даже при отсутствии технической документации?

Да, бывают. Пример такой ситуации приводится в информационном письме Президиума
Высшего арбитражного суда от 24.01.2000 № 51. Суд счел договор заключенным, поскольку заказчик
ознакомился с типовым образцом объекта, возводимого подрядчиком, и у сторон не возникло разногласий по предмету договора.

Меры предосторожности

Самый надежный способ избежать перечисленных рисков – определить содержание и объем работ в тексте договора подряда или в технической документации. Тогда заключенность договора не будет вызывать сомнений. Причем в договоре строительного подряда надо дополнительно указать состав и содержание технической документации. Не стоит рассчитывать на то, что объем работ будет конкретизирован в актах приемки.

Если предмет уточняется в дополнительных соглашениях, то их лучше подписать одновременно с основным договором. Закон в принципе не запрещает сторонам заключить «рамочный» договор подряда, а затем на разных этапах выполнения работ прописывать наименование и объем работ в дополнительных соглашениях.

Но некоторые суды отрицательно относятся к такой практике. С их точки зрения, последующее подписание дополнительных соглашений к договору не подтверждает согласование сторонами его условий и не порождает правовых последствий, как и сам незаключенный договор (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.09 № Ф04-1970/2009(3760-А45-38)).

Что же касается ситуации, когда объем работ не был согласован, а между сторонами возник конфликт, у подрядчика есть два варианта защиты своих прав. Он может требовать оплаты принятых работ, ссылаясь либо на нормы о неосновательном обогащении (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.07 № А78-5756/06-С1-1/234-Ф02-4539/07), либо на наличие фактических отношений по подряду (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.07 № А33-12226/06-Ф02-5888/07).

ВОПРОС В ТЕМУ

Считается ли незаключенным договор возмездного оказания услуг, если в нем не указан объем этих услуг?

Да, такой договор будет незаключенным. В договоре оказания услуг должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить их содержание и объем (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.06.09 № А17-6129/2008).

Изображение - Как указать цену в контракте где неизвестен объем работ 4895665
Автор статьи: Анжелика Порохина

Здравствуйте. Меня зовут Анжелика. Я уже более 7 лет работаю юристом. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here