Сегодня предлагаем к рассмотрению тему: "налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп". Мы постарались описать статью простым и понятным языком. Также статью комментирует квалифицированный юрист. Любые вопросы, вы можете задать после полного прочтения статьи, заполнив специальное поле после статьи.

Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп

НК РФ решение должно содержать:- полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (обратите внимание: в п. 5 ст. 89 НК РФ указано, что налоговые органы не вправе проводить две и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период);- периоды, за которые проводится проверка (согласно п. 6 ст. 89 НК РФ ВНП не может продолжаться более 2 месяцев и быть продлена на срок более 6 месяцев);- должности, фамилии и инициалы проверяющих — сотрудников налогового органа.В решении должно быть указано, кто из налоговых инспекторов является руководителем проверяющей группы. Именно руководитель организует работу группы, дает сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и обязательные указания (п.

Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

ВНП (Письмо ФНС России от 31.07.2007 N 06-1-04/505).В Приказе предусмотрены так называемые Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Сами по себе они представляют собой не столько критерии оценки (признаки), сколько те обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых налогоплательщик, на взгляд налоговых органов, попадает в зону риска совершения налогового правонарушения.
А это дает основания включить его в план ВНП.Всего таких критериев 12. Перечислим их. 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).2.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если консультации оказались неверными и это привело к нарушению налогового законодательства, то налогоплательщик освобождается от штрафных санкций (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), однако не освобождается от уплаты недоимки и пеней.Налогоплательщик, знающий о своих нарушениях, может составить соответствующий акт и, если есть возможность, провести собрание трудового коллектива, определить сроки и последовательность исправления нарушений. План исправлений, закрепленный распоряжением руководителя, может быть смягчающим обстоятельством при проведении ВНП, поскольку он демонстрирует готовность изменить ситуацию.

Отношение государственного инспектора к проверяемой организации уже на законных основаниях будет более лояльным. Что будут проверять? Желательно уточнить, какие именно налоги будут проверяться: ВНП в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п.

Комментарий к Общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, от 25.06.2007 // Акты и комментарии для бухгалтера. 2007. N 16.

    Васюченкова Л.В. Разработка критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков как мера по повышению налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков // Все о налогах.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Приложения N N 1 и 2 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп

Анализируя вышеизложенное, можно предположить, что новый, двенадцатый критерий Концепции, который, как и остальные 11, является общедоступным, заставит задуматься налогоплательщиков, применяющих различные «схемы», снижающие налоговую нагрузку. Однако при введении нового критерия возникают и определенные вопросы:

  1. Приведет ли введенный критерий к уменьшению числа применяемых налогоплательщиками «схем»?
  2. Каким образом налоговые органы без анализа первичных документов будут объективно определять использование организацией «схем» (за исключением тех «схем», которые можно выявить при проведении предпроверочного анализа банковских выписок) с целью включения в план проведения ВНП?
  3. Как будет определяться налоговыми органами, применяет налогоплательщик законные «схемы» или нет, т.е.

Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп

Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (далее — Рекомендации)).Может ли налогоплательщик уклониться от получения решения, чтобы отменить контролирующее мероприятие? Теоретически да, однако на этот случай налоговым органом предусмотрено следующее: экземпляр документа направляется заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, а также по адресу регистрации его руководителя. А если налогоплательщик сознательно отказывается от получения решения, то в копии распоряжения, которая остается у налоговых инспекторов, делается соответствующая запись.Рассмотрим Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.05.2013 N 33-7061/2013.

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации. Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 11 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации (Приказ ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected]). 11.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

НК РФ. Согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения, получать от Минфина письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответствующего законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения: — доля участия других организаций составляет не более 25 процентов; — средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек; — остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей; КонсультантПлюс: примечание.

Нет тематического видео для этой статьи.
Читайте так же:  Гаи договор купли продажи автомобиля
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако случаются ситуации, когда по объективным причинам (увольнение, болезнь) проверяющий выбывает из группы после того, как она была сформирована и указана в решении. Кроме того, в рабочую группу уже после принятия решения могут быть включены другие лица.До составления справки об окончании ВНП может быть назначен новый руководитель группы. Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то может быть отражен этот факт.При изменении места нахождения проверяемого лица в ходе проведения ВНП в состав проверяющей группы обязательно включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения.Внесение изменений в решение подтверждается соответствующим документом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Оно должно быть заверено печатью налогового органа.

  • Контрагент, у которого есть несколько вышеуказанных признаков, является посредником;
  • Договор содержит условия, которые сильно отклонятся от обычаев делового оборота. Это могут быть такие условия, как поставка крупной партии товара без предоплаты, с длительной отсрочкой платежа, без гарантий оплаты, расчеты векселями, расчеты через третьих лиц и т.п.;
  • У контрагента нет копий документов, которые подтверждают наличие у него производственных помещений, имущества, квалификационных работников, лицензий. Т.е.

Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп

На сегодняшний день грань между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов законодательно не определена, и следует уповать только на разрешение споров в судебном порядке.В настоящее время у налогоплательщиков и налоговых органов наблюдается некая общая цель — рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров, на реализацию которой и должна работать Концепция. Эффективность документа, безусловно, покажет только практика его применения, и прежде всего практика его применения налоговыми органами.

  1. Ардашев В.Л., Гордон М.В. Налогоплательщикам предоставили возможность самостоятельно оценить свой налоговый риск // Налоги и налогообложение. 2007. N 8.
  2. Беркутова А.А.

Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Форма решения о проведенных изменениях приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России N САЭ-3-06/[email protected]А вот вносить в решение изменения, касающиеся проверяемых налогов и (или) периодов, недопустимо. Также не допускается внесение в решение изменений, прекращающих или аннулирующих действие документа. * * * Подготовка к проведению ВНП является важным этапом контрольного мероприятия. Руководителю учреждения в первую очередь нужно обращать внимание на так называемые факторы налогового риска, своевременно выявлять и устранять их, при этом он может получить помощь от налоговых органов.
А если ВНП уже начинается, то следует помнить, что документальная фиксация нарушений, допущенных проверяющими, может стать хорошей доказательной базой при обращении в суд. Фиксацию можно оформить в виде акта о нарушении, докладных записок и т.д.

Проверка касалась правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.В обоснование требований организация указала, что оспариваемое решение вынесено с нарушением действующего законодательства, а именно ст. 32 «Обязанности налоговых органов» НК РФ, и нарушает законные права и интересы налогоплательщика: в решении должны содержаться ссылки на главы НК РФ по тем налогам, по которым проводится проверка, а перечень проверяемых налогов и сборов не соответствует ссылкам на нормативно-правовые акты, которые должны быть в решении. К тому же ст. 89 НК РФ, упомянутая в решении, не является основанием для проведения ВНП. Суды нашли данную позицию ошибочной.Главы НК РФ не являются основанием для проведения налоговым органом проверки.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Налоговый орган как бы предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно исправить негативные показатели и избежать тем самым налоговых рисков. В 2008 г. ФНС России дополнен список так называемых критериев самостоятельной оценки налоговых рисков — признаков, при наличии которых компания рискует попасть под особое внимание налоговых органов и выездную налоговую проверку (Приказ ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected] «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Новый (12-й по счету) критерий посвящен схемам ухода от налогов, которые налоговым органам удавалось признавать незаконными, а также признакам фирм-однодневок.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

  • уровень налоговой нагрузки по сравнению со среднеотраслевым;
  • наличие убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • уровень рентабельности;
  • среднемесячная заработная плата на одного работника;
  • «миграция между налоговыми органами»;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) и др.

Наличие общедоступных критериев и возможность их самостоятельной оценки позволят уменьшить вероятность выездной налоговой проверки и тем самым снизят налоговые риски для законопослушных налогоплательщиков и обеспечат благоприятные условия для ведения бизнеса.

По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;

  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.
В частности:- в Приложении N 1 приведена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция);- в Приложении N 2 содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения ВНП (далее — Общедоступные критерии оценки рисков);- в Приложениях NN 3 — 5 содержатся расчетные показатели для сравнения и рекомендуемая форма пояснительной записки, которые относятся к отдельным критериям оценки рисков. Согласно Концепции отбор налогоплательщиков для ВНП основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике.Налоговые органы анализируют (разд. 3 Концепции): 1) суммы исчисленных и уплаченных налогов.Такой анализ проводится, прежде всего, чтобы проверить, все ли налоги и вовремя ли налогоплательщик уплатил в бюджет.

Читайте так же:  Как оформить оплату патента

Однако в отличие от других стран в России «дыры» в налоговых законах часто латаются не поправками в Налоговый кодекс, а решениями судов. В связи с тем что в настоящее время отсутствуют законодательные меры общего плана против уклонения от налогообложения, до изменения порядка налогообложения приходится надеяться на развитие судебной практики, с тем чтобы суды неформально подходили к исследованию фактических обстоятельств налогового дела и принимали решения по существу. Отсутствие в российском налоговом законодательстве норм, определяющих понятие «уклонение от уплаты налогов путем создания специальных схем», существенно осложняет налоговый контроль, одной из задач которого является выявление и привлечение недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности.

— Камеральные проверки (КНП)

Цена КНП. В 2018 году крупных доначислений на камералке не планируется. В среднем доначисления по одной декларации в 2017 году составляли 21 000 руб. Снижение в 2,5 раза по сравнению с 2016-м (56 000 руб.).

В 2018 году налоговики будут продолжать требовать на КНП документы и пояснения. ФНС планирует автоматически (АСК НДС-2) запрашивать документы по НДС. Сейчас такое требование составляют сами инспекторы на местах.

Рекомендации по снижению рисков. К началу камералки у организации должны быть в порядке все документы (счета-фактуры и первичка как минимум) по сделке. Безопаснее заранее проверять документы, которые поступают от поставщиков. Если есть ошибки, следует запросить исправленный экземпляр. Это позволит вовремя сдать документы на камералке по требованию налоговиков.

— Выездные проверки (ВНП)

С ВНП инспекторы придут к тем, кто работает с однодневками, с взаимозависимыми организациями и применяет незаконные схемы. Рискуют и покупатели, у которых незакрытые разрывы по НДС с поставщиками.

Цена ВНП. В 2018 году цена ВНП планируется в среднем по России 20 707 000 руб. (в 2017 – 17 401 000 руб.). Цена совместной проверки с полицией – 37 282 000 руб.

ФНС раскрыла нюансы проведения налоговых проверок в письме от 06.03.2018 №ЕД-4-2/[email protected]

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

Согласно приказу ФНС от 30.05.2017 №ММ-3-06/333 «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков» компания может оценить риски ВНП самостоятельно. В критериях ВНП указан перечень ключевых показателей: убытки, высокая доля вычетов и низкая налоговая нагрузка, низкая рентабельность продаж и активов, для «упрощенцев» выручка близкая к 150 млн, большие суммы расходов, много посредников, частая смена юр. адреса, проблемные поставщики и т.п.

(Приложение 2,3 приказа ФНС). Все отклонения нужно обязательно обосновывать.

ПАМЯТКА: В налоговой программе все признаки из концепции планирования считаются автоматизировано. Налоговая нагрузка – доля начисленных налогов в выручке, а с 2017 года – с учетом страховых взносов.

— откуда инспекции берут желаемые показатели; — можно ли как-то их уменьшить/объяснить, почему компания до них не «дотягивает»;- в каких случаях можно не объяснять отклонения, а обойтись формальным ответом.

«Облегчение» налогового администрирования по-минфиновски

В ноябре 2017 года Минфин России опубликовал документ «Основные направления налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и начал проводить законопроекты через Госдуму. Рассмотрим принятые законы.

– Возврат незаконных доначислений. Процедура возврата упрощена (Федеральный закон от 14.11.2017 №322). В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет (без суда) со дня, когда налогоплательщику стало известно об этом факте. До поправок компания могла вернуть деньги в течение месяца.

Рекомендации. В заявлении на возврат нужно указать на проценты, начисленные на сумму возврата, которую инспекция обязана вернуть (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Изображение - Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп proxy?url=https%3A%2F%2Fdocplayer.ru%2Fdocs-images%2F65%2F52584976%2Fimages%2F2-0

– Рассрочка на уплату значительных сумм доначислений по результатам налоговой проверки (Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ). У компаний, которые не могут рассчитаться по доначислениям сразу, есть возможность гасить долг частями, в рассрочку на срок до 3-х лет. Изменения внесены в статьи 61, 64 НК РФ.

Выплачивать частями можно не только недоимку, но и пени, штрафы. Однако сначала проверят финансовое положение компании, не оспаривает ли она решение по проверке, отработала ли хотя бы год, не грозит ли ей ликвидация, реорганизация или банкротство. Кроме того, на решение о рассрочке может положительно повлиять банковская гарантия. Подробно об условиях предоставления рассрочки (отсрочки) в НК РФ.

– Срок проведения камеральных проверок сократится с трех до одного месяца. Это станет возможно после полного охвата розничной сети онлайн-кассами.

– Если в уточненной декларации размер налога снизится, при повторной ВНП будут проверять только обоснованность такого уменьшения. Сейчас проверяют весь период, за который компания подала «уточненку» (пп. 2. п. 10 ст. 89 НК РФ).

– По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы составят отдельный акт, где зафиксируют суть мероприятий и выводы. Компания сможет ознакомиться с актом и подать свои возражения.

Читайте так же:  Бланк договора дарения доли квартиры

2) Контролируемые сделки в 2018 году. Изменятся критерии контролируемых сделок. Согласно законопроекту, порог по выручке с взаимозависимыми лицами (ВЗЛ) – российскими резидентами увеличится с 1 до 3 млрд руб. Сделки с иностранными ВЗЛ будут контролироваться, если их сумма превысила 60 млн руб. Сейчас такого ограничения нет.

С 19.08.2017 года официально запрещено уменьшать налоги с помощью схем и фирм-однодневок. В НК РФ введена новая статья 54.1 НК РФ. Она запрещает налоговые злоупотребления. Все сделки бизнеса должны облагаться налогами по максимуму.

– есть умысел в искажении данных в учете и отчетности (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);

– основная цель сделки – уменьшить налоги (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ);

– сделка фиктивна, или ее исполнило лицо, не указанное в договоре (пп. 2 п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Мнение эксперта. Положения п. 3 статьи 54.1 НК РФ ситуацию не спасет. Приоритет все равно остается за целью сделки. Если инспектор докажет, что эта цель – налоговая экономия, то этого будет достаточно. Не спасут никакие статьи. При этом статья 54.1 НК РФ не расширяет полномочия налоговиков. Разъяснения даны в Письме ФНС России от 28.12.2017 года №ЕД-4-2/26807. А письмом ФНС от 31.10.2017 №ЕД-4-9/[email protected] налоговым органам даны рекомендации по применению положений указанной статьи

Исключение: ситуации, когда контрагент на основании закона или договора передал другому лицу обязательства по сделке. При этом в п. 3 ст. 54.1 НК РФ перечислены обстоятельства, которые не станут самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Например, если первичку по сделкам подписали неустановленные лица, контрагент нарушил законодательство о налогах или можно было совершить другую сделку, с тем же экономическим результатом.

Должная осмотрительность при выборе контрагента в 2018 году

С 1 июня 2018 года на сайте pb.nalog.ru появится новый сервис для проверки контрагентов «Прозрачный бизнес». Система готова и сейчас тестируется. ФНС будет публиковать сведения о компаниях, которые не являются налоговой тайной (п. 1.1 ст. 102 НК РФ).

– налоговые нарушения и санкции, в том числе недоимки и долги по пеням и штрафам;– специальные налоговые режимы;– среднесписочные численности;– уплаченные в предыдущем году налоги и сборы;– доходы и расходы компании по данным бухотчетности за предыдущий год.

ПАМЯТКА. Информацию о налоговых долгах и нарушениях за прошлый год налоговики будут размещать один раз в год.

– разработать перечень документов, который подтвердит реальность сделок, их исполнение определенными контрагентами. Следует уделять повышенное внимание экономическому обоснованию совершения сделки;

– контролировать исполнение сделки тем контрагентом, с которым она заключена, представлять доказательства наличия деловой цели каждой сделки (возможно, перед заключением договора писать обоснование такой цели).

100% гарантии безопасности в бизнесе нет. Сегодня бизнес должен обеспечивать свою защиту. Защита – это умение сохранить свой бизнес, вести диалог с любыми проверяющими. Для этого нужно учиться и быть готовым к этому всегда

– чтобы не потерять расходы и вычеты НДС, нужно включать в договоры с реальными поставщиками дополнительные условия для возмещения убытков с них, особенно по крупным сделкам (иметь «подушку безопасности»);

– проверять, как контрагент исполняет сделку, не допускать несогласованного привлечения третьих лиц;

Изображение - Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп proxy?url=https%3A%2F%2Fscontent-atl3-1.cdninstagram.com%2Fvp%2F95ffbcc1ea230fd9d21d9851005d004b%2F5C7186A3%2Ft51.2885-15%2Fe35%2F43244790_1374142812716987_2768527538442145800_n

– следить за правильностью оформления первичных документов, ведения бухгалтерского и налогового учета;

– отказаться от работы с подозрительными контрагентами.

Как свести риск назначения выездной налоговой проверки (ВНП) к минимуму?

Чем руководствуются налоговые органы при назначении ВНП

В настоящее время налоговые органы при планировании ВНП руководствуются, в том числе, «Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок», которая утверждена Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] (в редакции Приказов ФНС России от 14.10.2008, 22.09.2010, 08.04.2011, 10.05.2012).

Обоснованный выбор предприятий для проведения ВНП основывается на анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения ВНП анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора);
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора компании для проведения ВНП налоговый орган определяет целесообразность проведения ВНП контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого лица.

В соответствии с Концепцией выбор предприятий для проведения ВНП построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план ВНП являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Самостоятельная оценка налогоплательщиком рисков назначения ВНП

В Концепции существует раздел: «Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков». На основании этого раздела любой налогоплательщик может самостоятельно оценить риски назначения в отношении него ВНП.

Таким рисками являются :

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

Поэтому, уважаемые налогоплательщики, постоянно проводите самостоятельную оценку вышеуказанных рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Не допускайте попадание в них своих показателей, что позволит вам свести риск назначения ВНП к минимуму.

Изображение - Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп proxy?url=https%3A%2F%2Fptz.tuomi.ru%2Fassets%2Fat-blog-fcbe309c0bbc4668540beb10e89dc942df62e01bc1f0d8592ab30a3985ece52c

Управляющий партнер Бюро, которое предоставляет доступные по цене юридические услуги предпринимателям. Юристы бюро успешно защищают интересы клиентов по спорам с налоговыми органами, а также в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по всем видам судебных дел, в том числе по коммерческим, налоговым, административным и гражданским спорам.

Читайте так же:  Образец чтобы продавец вернул деньги за товар и услуги юриста

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

Как снизить риски включения компании в план выездной налоговой проверки

Изображение - Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп proxy?url=http%3A%2F%2Fapgmag.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femily-morter-188019-unsplash-780x390

Критерии риска налоговой проверки

Сроки проведения выездной налоговой проверки, порядок и сроки ее проведения налоговым органом, регламентирован статьей 89 Налогового кодекса РФ, в том числе внутренними регламентами ФНС России. Также ФНС России для использования в работе разработала и направила в территориальные налоговые органы Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ не устанавливает информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа (см. Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»). А о том, что идет выездная налоговая проверка контрагента, налогоплательщик обычно узнает, когда у него начинается встречная проверка контрагента и, к нему поступают соответствующие запросы о предоставлении документов и пояснений по взаимодействию с определенным контрагентом.

При этом у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно дать оценку своей деятельности, при необходимости произвести уточнение налоговых обязательств не дожидаясь, когда это сделает налоговая инспекция в рамках выездной налоговой проверки. Такую оценку налогоплательщик может провести руководствуясь критериями рисков, опубликованных на сайте ФНС России www.nalog.ru в открытом доступе. Федеральная налоговая служба РФ рекомендует налогоплательщикам чаще обращаться к данным сведениям и проводить самостоятельную оценку рисков во избежание их включения в план выездной налоговой проверки. Об этих критериях рисков, а также иных видах открытых источников по оценке рисков включения компаний в план выездных налоговых проверок и пойдет речь в настоящей статье.

12 критериев риска выездной налоговой проверки

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в разделе 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected], которые были введены Приказом ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/[email protected] (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2010г. № ММВ-7-2/[email protected]).

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

Помимо указанного, риски по данному критерию могут быть увеличены при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • контрагент, с вышеперечисленными признаками является посредником в сделке;
  • наличие в договорах условий, противоречащих обычаям делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, расчеты векселями либо через третьих лиц и т.п.);
  • отсутствие у контрагента необходимых лицензий, возможности реального выполнения контрагентом условий заключенного договора;
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика (его контрагента) по взысканию задолженности;
  • выдача/получение займов без какого-либо обеспечения (в том числе выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не исследована);
  • существенный размер расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в составе общей сумме затрат налогоплательщика.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок и, соответственно, что будет вынесено решение о выездной налоговой проверке. К тому же в указанной Концепции приведен отнюдь не полный перечень критериев, используемых на практике налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

Читайте так же:  Как узнать почему отказали в кредите

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний…», «Президент группы компаний…», «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.
Изображение - Налогоплатеьщики лмогут самостоятельно оценить риски внп 4895665
Автор статьи: Анжелика Порохина

Здравствуйте. Меня зовут Анжелика. Я уже более 7 лет работаю юристом. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here